Указы петра I

Табель о рангах всех чинов,

Табель о рангах, введенный Петром 24 января 1722 г., определял порядок прохождения государственной службы, как военной, так и штатской. Он установил иерархическую лестницу чинов, которая просуществовала до 1917 г. Кроме табеля о рангах, здесь приводятся параграфы 3,8 II указа, разъясняющие применения табеля в важнейших случаях.

Табель о рангах вводила новую классификацию служащего люда. Все новоучрежденные должности - все с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, штатский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов: 6 обер-офицерских чинов - от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника в гражданской службе; 5 штаб-офицерских - от майора до бригадира в армии и от коллежского асессора до статского советника в гражданской службе; 3 генеральских - от генерал-майора до фельдмаршала в армии и от действительного статского советника до действительного тайного советника в гражданской службе. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе.

Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения: людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут "и за оные характера ("чести и чина", по тогдашнему словотолкованию) не получат".

Потомки русских и иностранцев, зачисленные по этой табели в первые 8 рангов (до майора и коллежского асессора включительно), причислялись к "лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы были". Благодаря тому, что служба всем открывала доступ к дворянству, изменился генеалогический состав сословия.

Cам табель смотреть здесь Табель о рангах

27 апреля 1722 г.

Указ о должности Сената

I.

1. Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от нас ныне повелено и впредь повелено будет, и сидеть по рангам.

2. И кроме их, также и генерала и обер прокуроров и оборсекретаря и секретарей и протоколиста, никакой незванной персонене входить в то время, когда советы отправляются.

3. А когда кто впущен будет из высоких персон, то сенаторы велят подать стул, но и то такому, который бы ранг имел между первейшими чинами, а имянно, до бригадира, и почтут ево сесть.

4. И понеже в сенатской канцелярии президенту быть невозможно, того для оной в дирекции быть у генерала прокурора.

II.

1. Дело сенатское то, когда кому в коллегии такое делослучится, которое в той коллегии решить невозможно, то те делапрзиденту коллегии приносить и объявить генералу прокурору,которой должен представить в Сенате.

2. И оное решить в Сенате.

3. А чего невозможно решить, о том, приложа свое мнение,учинить предложение в доклад.

III.

1. В ту ж канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать о тех делах, которые не прилежат к коллегиям, яко о начатии какой войны, мору, какова замешания или каких припадков.

IV.

1. Какие челобитныя поданы будут рекетмейстеру на неправой суд коллегий и канцелярий, которыя к коллегиям не подчинены, то ему, рекетмейстеру, оные приняв, по них доносить нам.

2. И когда те челобитные подписаны будут от нас, дабы о том розыскать.

3. Буде же такие челобитные будут подавать ему во отлучках наших, то предлагать ему Сенату.

4. И по оным те дела брать ему и, росписав все пунктами,дабы что в одном пункте есть, уже бы в другом не упоминалось,(понеже во всяком деле челобитчиковом бывают разные дела), и, сделав выписку так, как в ево должности написано, к решению предлагать.

5. И в Сенате розыскивать.

6. И когда придет до сентенции, тогда учинить присягу пред богом в правосудии.

7. И как оная учинена будет, решить самою истинною по регламентам, по присяге, по злобе не посягая и по дружбе и свойству не маня. 8. А кто сие преступит, и о том чинить генералу прокурору по должности ево.

V.

1. В чины вышние выбирать балатированием от советника в коллегии и выше, кроме дворовых чинов, а ниже без балатированья.

VI.

1. В Сенате надлежит чины сказывать, о которых ниже изображено,

2. указы во все государство давать и от нас присланные решить немедленно;

3. и протчие, тому подобные, а имянно: в чины сказывать, из военного – всему генералитету, из государственного и гражданского правительства – министром, в коллегии – президентом, в губернии и в провинции – губернатором, воеводам и комендантом, ассесором,камерирам, рентмейстером и земским и судным камисаром, також –колежским членам, включая секретаря, и протчим; и в губерниях –президентом, в надворные суды, обор лантрихтерам и земским секретарям.

VII.

1. Во все вышеписанные чины, в которых надлежит быть из дворян, на каждое убылое место по ведомостям из коллегий и из протчих мест, из которых требовано будет, велеть представлять геролдмейстеру по два или по три человека достойных.

2. А в которые места надлежит быть не из дворян, в те представлять те из коллегий за подписанием рук всей коллегии, а из протчих мест, откуды кто требует, за ево ж рукою, и протчих при нем товарыщей, также по два или по три человека достойных на одно место.

3. Из оных Сенату определять достойных.

VIII.

1. Дела государственные, которые имеют быть решены в Сенате,под оными сентенции закреплять всему Сенату, и с них для действия, куда надлежит, указы посылать за подписанием сенатского обор секретаря и нужные за осударственною печатью.

2. И на те указы, куда б оные ни посланы были, репорт чинить без умедления во учиненной срок по Генеральному регламенту, по дальности места, или как в тех указах срок объявлен будет; однакож, чтоб такое время было, чтоб возможно то сделать, дабы невозможностию не обвинен кто был напрасно.

3. И чтоб оные репорты были со изъяснением, дабы мочно ведать, что исполнено, и что не может быть исполнено и для чего,то описывать имянно.

4. А которые против оного репортоватъ не будут, то с таковых имать штрафы за всякой месяц за сроком, а имянно: за первой – сто рублев, за другой – вдвое, за третей – втрое, за четвертой –вчетверо, за пятой – лишение всего и вечною работою на галеры, ежели законных причин не положит.

IX.

1. О всех делах, которым надлежит вершеным быть в Сенате,подобает на столе подобному реэстру повсядневно быть с описью, давно ли которые дела не вершены, и слушать и решить по оному реэстру, а не выбором.

2. А какие дела будут нужные, те – наперед, а наипаче же наши указы, яко главное дело.

3. А все дела слушать и решить следующим образом: когда какое дело будет слушать, тогда между собою не говорить и, выслушав, буде дело не важное, в то время приговаривать с нижних голосов и решить.

4. А ежели которого дела вскоре решить будет не можно, то,встав, и, кто с кем за благо рассудит, о том деле толковать надлежащее время, по важности дела и по рассуждению генерала прокурора, для чего ему, генералу прокурору, иметь песочные часы. И, как встанут и будут толковать, тогда объявя им песочные часы,обратя, поставить на стол такие, сколько к тому толкованию время надлежит. А как то время пройдет, тогда сесть всем по своим местам и по вышеозначенному голосы свои давать снизу, один по другом. И, дав голосы, решить, а больше показанного времени в решении продолжения не чинить.

5. И которые вершатся, те, записав в протокол, отмечать в реэстре.

6. А ежели случится зело тяшкое, которое в короткое время не может решится, то отложить и до другова дни.

7. Буде же такое дело, которое отсрочки не терпит, то поговорить и подумать до трех часов и решить по вышеписанному ж.

8. А как голосы свои давать будут, то каждого голоса записывать секретарю, а им каждому по своим голосам крепить.

9. А ежели кто из членов Сената так чинить не будет, или что приговаривать будет неправо, то генералу прокурору о том им предлагать, чтоб они то чинили так, как надлежит, без страсти,напоминая им то, что всегда подобает Сенату иметь о монаршеской и государственной пользе неусыпное попечение и доброе простирать и все, что вредно может быть, всемерно отвращать.

10. А ежели кто не послушает, то генералу прокурору, того дела не допуская до вершения, доносить нам, как о том в должности ему написано. Против сего подписано его величества собственною рукою тако:чтоб протоколы подписывать всем, и сие изъяснить особым пунктом.

X.

1. Никому в Сенате позволяется разговоры иметь о посторонних делах, которые не касаются к службе нашей, меньше же кому дерзновение иметь безделными разговорами или шутками являтися.

2. Но надобно ведать, что есть оное место сочинено, где поступать подобает со всякою надлежащею учтивостию, понеже Сенат собирается вместо присудствия нашей персоны во отлучении.

XI.

1. Без согласия всего Сената ничто делать подобает, паче же ниже, что вершить возможно.

2. Ежели ж бы иногда кто за болезнию или некоторой крайней ради нужды не в присудствии был, того для делам оставленным бытьне надобно.

3. Однако, о важных делах и отсудствующим подобает прежде вершения всякому осведомлену быть; сии отлучки разумеется, кроме дальних, и его мнение на письме получить.

4. И надобно, чтоб всякие дела не в особливых домах или в беседах, но в Сенате вершить и в протокол введенным быть надлежит.

5. И не надлежит же сенатским членам никого посторонних с собою в Сенат брать, которому бы тамо по званию своему быть не подобало.

XII.

7. В Сенате никакое дело исполнено быти надлежит словесно, но все письменно, понеже Сенату в таких важных поведениях вельми нужно иметь всякое опасение и осторожность, дабы наш интерес ни в чем не повредить, и того ради всем членам не прийти к тяжкому ответствованию, також и нам ни в чем бы сумнительно быти могло.

Поступать по сей а старую, ради ее неполности, отставить.

Указ о должности генерал-прокурора

СТР.

I.
196

1. Генерал прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная притчина ко отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой юрнал.

2. Также накрепко смотреть, чтоб в Сенате не на столе только 197 дела вершились, но самым действом по указам исполнялись, о чем он должен спрашивать у тех, кто на что указы получил, исполнено ль по них в такое время, в которое начало и совершенство оного исполнено быть может.

3. И буде не исполнено, то ему ведать надлежит для какой притчины, невозможность ли какая помешала, или по какой страсти, или за леностию.

4. И о том немедленно Сенату предлагать должен.

5. Для чего повинен иметь книгу, в которой записывать на одной половине, в которой день какой указ состоялся, а на другой половине записывать, когда что по оному указу исполнено или не исполнено, и для чего, и протчия обстоятельства нужныя вносить.

II.

1. Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал.

2. А ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили.

3. А ежели не послушают, то должен в тот час протестовать и оное дело остановить.

4. И немедленно донестъ нам, если весьма нужное.

5. А о протчих – в бытность нашу в Сенате, или помесячно, или понедельно, как указ иметь будет.

6. Також надлежит генералу прокурору в доношениях явных, которые он будет подавать нам, осторожно и рассмотрительно поступать, дабы напрасно кому бесчестия не учинить.

7. Таким образом, ежели увидит какое дело, хотя и противное ему покажется, да неясно, или два вида имеющее, то протестациею остановя, не тотчас доносить, но посоветовать, с кем он за благо разсудит.

8. И ежели увидит, что подлинно так или более изъяснить и сумнения миновать не может, то доносить нам, однакож более недели в том не мешкать.

9. А ежели зело ясно, то немедленно доносить в нужных, а в протчих, как выше писано, також не медля более недели ж, не отговариваясь никакими нуждами;

10. разве мы будем во отлучении, то однакож письмом, в то ж время написанным, и немедленно с нарочным послать.

11. А ежели какое неправое доношение учинит по какой страсти, то будет сам наказан по важности дела.

III.

1. Должен смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали.

2. А ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате.

3. И должен все прокурорская доношения предлагать Сенату и 198 инстиговать, чтоб по них исполнено было.

4. Также, ежели на прокураторов будут доношения, что они званий своих истинно и ревностно не исполняют, то их в суде представлять Сенату ж.

IV.

1. Должен от фискалов доношения, о чем их должность есть против 7 пункта о их должности, примать и предлагать Сенату и инстиговать.

2. Также за фискалами смотреть и, ежели что худо увидит, немедленно доносить Сенату.

V.

1. Ему ж должно в своей дирекции иметь канцелярию сенатскую и служителей оной.

VI.

1. Эксекутор в Сенате имеет быть под дирекциею генерала прокурора.

VII.

1. Фискалы в коллегиях и надворных судах должны доносить о всем своим прокурорам, а земских судов фискалы – в земских судах.

2. А ежели в тех судах не будут следовать и праведно исправлять, то доносить в коллегиях и надворных судах прокурорам же, о чем где надлежит.

3. А ежели прокуроры по тем доношениям будут мешкать взысканием через положенное время или манить, о том должны фискалы доносить обор-фискалу;

4. а обор фискал – генералу прокурору.

5. А ежели и обор фискал не донесет, или станет мешкать в том, то прямо генералу прокурору доносить и на обор фискала.

VIII.

1. Все о важных делах указы, также ежели неисправление какое будет в которых управителях, что розыску или доправки какого штрафа на оных, посылать не на почте, но с посылными от эксекутора, дабы с полным репортом всегда возвращались, что сделано, или зачем нельзя было сделать.

2. А в коллегии и в протчие ближние места указы посылать с эксекутором, дабы репорты в Сенат писменные от президентов за их руками приносил, которого числа оные из Сената получили,

3. которое должно вносить в книгу, дабы ежели в такое время, в какое по указу какое дело мочно исполнить, а во оное репорту не будет в Сенате, мочно б было по оной записке взыскать.

IX.
199

1. Генерал и обор прокуроры ничьему суду не подлежат, кроме нашего.

2. А ежели во отлучении нашем явятся в тяжкой и времени не терпящей вине, яко измене, то Сенат может арестовать и розыскивать, а дело приказать иному кому;

3. однакож, никакой пытки, эксекуции, или наказания, не чинить.

X.

1. О которых делах указами ясно не изъяснено, о тех предлагать Сенату, чтоб учинили на те дела ясные указы, против указу апреля 17–1722, которой всегда на столе держится.

2. И, как сочинят, доносить нам.

3. И ежели в пополнении сей инструкции что усмотрит, о том доносить же.

XI.

1. И понеже сей чин – яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет.

2. И ежели в чем поманит, или инако, каким образом ни есть, должность свою ведением и волею преступит, то, яко преступник указа и явной разоритель государства, наказан будет.

3. Буде же весма не вымыслом, то оному в вину не ставить, понеже лутче доношением ошибится, нежели молчанием.4. Однакож, ежели то часто будет употреблять, то не без вины будет.

О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем.

Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:

1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.

2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.

3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.

4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.

5. В освещённом зале возникнув вдруг - духом не падай, телом не дубей, напротив, - округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.

6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.

7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.

8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить - дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Рыси издревле почётна есть.

9. Ежели меры не знаешь - на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.

10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.

11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.

12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка - они и это примечают. Hе сомневайся - таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.

13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.

14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай - ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.

15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.

16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся - услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней.

За сим, с Богом, вперёд !!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.

XII.

1. Обер прокурор есть помощник генералу прокурору в ево делах, а в небытность ево должен дела ево отправлять.

Главная страница



Сайт управляется системой uCoz